* * *
При
этом Балашиха — не самое многолюдное чиновничье местечко в регионе. Она
— единый и неделимый городской округ, таких в Подмосковье не больше
десятка. Во всех остальных районах, согласно 131-му Закону «О местном
самоуправлении», 10 лет назад власть разделилась на район (отдельно),
город (отдельно) и сельские поселения — соответственно, тоже отдельно. У
каждого — свой собственный бюджет, совет депутатов, газеты и даже
телевидение. Все или почти все описанные нами структуры (земком,
кадастровая и пр.) дублируются как в городе, самостоятельном
муниципалитете, так и в районе.
Простое выполнение ФЗ
автоматически умножило численность «белых воротничков» в регионе. Ладно
бы от этой реформы был результат, приблизила бы она власть к людям…
Результат,
конечно, есть, но скорее отрицательный. Чиновники и депутаты разных
поселений перекладывают друг на друга ответственность, для решения
элементарного вопроса нужно походить по кабинетам, которых стало в разы
больше.
На недавнем заседании Высшего совета при правительстве МО
Андрей Воробьев заметил, что если ничего не предпринимать, «то уже лет
через 10 в поселениях будут жить только депутаты и чиновники».
В
области около 360 муниципальных образований, из них 188 — это сельские
поселения. Причем порядка 100 поселений — глубоко дотационные. Многие
даже не имеют в бюджете средств на выплату зарплаты своим сотрудникам.
«У
нас на некоторых территориях под 200 депутатов, но это не влияет на
качество власти, это только увеличивает наши расходы. Если мы такие
богатые и можем позволить себе вместо кровель, дорог, тепла в дом,
озеленения, детских садов тратить деньги на содержание депутатов,
конечно, мы можем упиваться тем, что у нас особый уровень демократии. Но
мне кажется, деньги нужно направлять на то, что делает нашу жизнь
комфортнее», — подчеркнул Воробьев.
Взять Можайский район,
который поделен на семь поселений со своими бюджетами и прочими
атрибутами современной российской власти. В некоторых поселениях —
Клементьевское, Спутник — освобожденный аппарат сельских депутатов! Села
эти дальние, работы там нет никакой, а ездить в Москву неудобно.
Нардепы принимают решение, голосуют единогласно — и выбивают под себя
фонд оплаты труда. Понятно, что на выборах в сельсовет там драчка
похлеще, чем на выборах президента США. Все крестьяне хотят стать
депутатами — ведь это, по сути, единственный способ сводить концы с
концами.
Весь бюджет города Можайска года три назад составлял
около 120 млн рублей: на спортивные и культурные объекты,
благоустройство, ремонт жилого фонда. А в бюджет района только на
чиновничий аппарат закладывалось... около 130 млн!
Можно ли
успешно содержать крупный город, где проживает 80% населения района, на
деньги меньшие, чем проедают аппарат районной администрации, комитет по
управлению имуществом, совет депутатов, контрольно-ревизионная
комиссия?! Хотя доходную часть районной казны формируют в основном
отчисления из города.
Понятно, что вновь зародившиеся управленцы
без дела не сидят, в буквальном смысле зашиваются. Из области в район
поступают письма и циркуляры, касающиеся городских проблем. Их районные
чиновники почтой пересылают в городскую администрацию для принятия мер.
Хотя обе администрации во многих муниципалитетах расположены под одной
крышей, на разных этажах.
О принятых мерах город докладывает в обе инстанции — в район и в область. Разумеется, так же почтой.
Никто
не скрывает, что на составление отчетов в бумажном и в электронном виде
аппаратчики в муниципалитетах тратят около 70–80% драгоценного рабочего
времени! Того самого, которое должно идти на живое общение с
населением, обследование трубопроводов, подготовку к зиме или ремонт
школ.
* * *
Из глав субъектов
Федерации впервые на проблему бесконтрольного размножения чиновников
обратил внимание Андрей Воробьев в том же Можайске прошлым летом, когда
встречался с населением и обсуждал вопросы ЖКХ. Можайцы попросили тогда
еще врио губернатора Подмосковья слить воедино Можайск и Можайский район
— «сделать, как было раньше. Одна головная боль от раздела имущества».
Андрей Юрьевич обещал, что называется, подумать.
Многие чиновники
эти слова расценили как предвыборный ход, пиар. Однако месяц назад в
регионе создали рабочую комиссию по проведению административной реформы.
Которая в качестве эксперимента планирует соединить Котельники с
Люберцами, Каширу с Каширским районом, Коломну — с Коломенским районом, а
Чехов — с Чеховским. Это позволит значительно и принципиально сократить
численность аппарата в отдельно взятых районах, устранить дублирование в
работе.
Правда, на местах, где плодятся штаты, утверждают, что все это безобразие идет с подачи центральных властей.
—
Простой вопрос: у меня в городе, допустим, нужно заменить лифты в трех
домах, — рассказывает глава одного из городских поселений. — Чтобы
получить средства из бюджета, недостаточно подать заявку «наверх». В
данном конкретном случае от меня требуют полного отчета о состоянии
всего жилого фонда! По каждому дому — когда построили, начал ли «ползти»
фундамент, течет ли крыша... А если в городе 1000 или 3000 домов?!
Работы на несколько месяцев. Всю «подноготную» сводим в единую таблицу,
отправляем в муниципальный район, оттуда — в область. Все может
завершиться тем, что в финансировании замены лифтов нам откажут, т.к. в
бюджете денег нет...
* * *
Справедливости
ради нужно отметить, что и областное управленческое звено не отличается
особой коммуникабельностью. В советские времена орденоносная Московская
область управлялась со Старой площади, где в сером монументальном
особняке были обком партии, облисполком и депутаты Мособлсовета. Лет 7–8
назад Мособлдума на наши деньги — на чьи же еще?! — отгрохала себе
здание на проспекте Мира. Оно будет поболее, чем на Старой площади, где
когда-то работали все исполнительные и законодательные областные службы.
Конечно,
можно (и нужно) говорить, что федеральная власть так же не является
образцом минимальной численности чиновного люда, не руководствуется
святым принципом «не числом, а уменьем». Госдума и Совет Федерации
оттяпали под себя соразмерные особнячки в центре столицы и как-то не
особенно рвутся осваивать пространство Новой Москвы.
Зачем тогда
нам столько чиновников, курьеров, департаментов, управлений и служб? Их
стало раз в 30 больше, чем в советские времена.
* * *
В ноябре в Подмосковье приступят к подготовке административной реформы.
В
администрации области считают, что экономический эффект, в результате
реформы будет исчислятся миллиардами рублей. Однако административные
изменения будут вводиться не директивными методами «сверху», а только
согласно мнению населения и после обсуждения с членами общественных
палат, лидерами общественного мнения.
Похоже, жители Подмосковья совсем скоро впервые станут участниками местных референдумов.
Источник МК