Ольга Зиновьева, доцент факультета искусств МГУ им. Ломоносова, автор книг и учебных курсов по урбанистике, подробно рассказала нашему ресурсу о том, как важно грамотно сформировать среду обитания в отдельно взятом городе, регионе и стране.
- Ольга Андреевна, понятия «урбанистика» и «городская среда» возникли в активном обиходе не так давно. Блогеры Варламов, Кац и покойный ныне Буслов стали двигать эту тему на уровне Москвы – это я к тому, что именно от них я стала черпать какую-то информацию по данному вопросу, будучи обывателем. Вы, как мне стало известно в коротком общении на Facebook, читаете лекции в МГУ на данную тему. В этой связи прошу Вас рассказать читателям нашего ресурса, какой должна быть современная городская среда?
- Марина, большое спасибо за вопрос. Легким его не назовешь, он требует некоторого исторического экскурса. Урбанистика как наука складывается во второй половине ХХ века на закате промышленного или индустриального общества с появлением нового постиндустриального или информационного общества. Историей городов ученые стали интересоваться еще раньше в XIX веке. Но это совсем другое. Урбанистика предполагает междисциплинарный подход к городской среде. В отличии от градостроительства, здесь должны учитываться интересы и знания не только заказчика (императора, администрации, застройщика и т.д.) и исполнителя (архитектора), но и многих других групп населения: ученых, историков, биологов, экологов, экономистов, социологов, демографов и многих других. Но самое главное – жителей той среды, которую предполагают трансформировать или застраивать.
У городской среды есть одна особенность. Она очень разговорчива. Все наше урбанистическое пространство накрывает информационное облако. Кто-то называет это образом города, кто-то идентичностью. Для меня это информационная среда, которая общается с нами символами и знаками. Даже формулируя заказ на те или иные работы в городе, сложно скрыть коррупционную составляющую или, наоборот, осмысленное отношение к экологии, доверие жителей к администрации и внимательное отношение отцов города к тем, кто их выбрал. По тому, какие строятся здания, какой выбирается материал, декор, оформительские темы и персоналии для монументов, можно отнести то или иное сооружение, ансамбль, квартал или даже город к рациональной или театральной форме. Примерами наиболее крайнего проявления театральных форм могут служить египетские постройки, иезуитское барокко или сталинское арт-деко. Это эпохи сильной власти – политической или экономической, лишенные всякого проявления демократии. Рациональное начало ощущается в протогородах неолита, в революционном конструктивизме, хрущевской оттепели или послевоенном модерне, в ряде современных решений. В целом, в городе всегда смешивается в разных пропорциях театральное и рационное. Луис Мамфорд, американский историк городской среды об этом много писал. Мои книги и статьи также посвящены коммуникациям и символике городской среды. Осмысленно созданный город совсем новый или развивающийся исторический, формируют тот образ или ту идентичность, которая привлекает инвесторов, формирует доверие жителей к властям и упрощает функционирование администрации.
Какой должна быть современная городская среда? Наверное, очень разнообразной, поскольку мы наблюдаем разрастание мегаполисов и поглощение ими окружающего их мира. Здесь важно сочетание комфортной жилой и рабочей среды с местами отдыха. Важнейшим аспектом также сейчас являются инфраструктура и общественный транспорт, который создает ощущение у жителей стабильности, демократии, прочной канвы, на которой крепится среда обитания человека. Вроде ничего нового. Но новое в том, что в городских массивах житель хочет видеть и маленькие домики, к которым спускается понижающаяся застройка, и лесопарки с биоразнообразием, и городское сельское хозяйство, о котором уже много пишут. Вопрос сохранения природного и культурного наследия – это исключительная возможность для правительства или администрации показать уважение к жителям и связь с данным местом, а не свою, допустим, «пришлость», а также привлечь туристов и получить хорошие налоги с туриндустрии и с дорогого жилья.
Мне приходится много участвовать в международных конференциях, читать лекции в зарубежных вузах. Могу сказать, что среда, комфортная для жителей, является удобной прежде всего для руководства города. Там не пишут жалоб, на которые надо отвечать, там не устраивают пикетов.
Только что вернулась из Хельсинки. Этот город по количеству жителей равен Балашихе, да и климат схожий. Мне показали несколько новых районов, в том числе, и район бывшего Рыбного порта (Каласатама). Это очень современное хай-тек решение с передовыми материалами, а главное - подходами. Руководитель отдела проектирования мэрии Хельсинки, очень скромный человек, с невероятной гордостью рассказывал мне, что главным было провести трамвай, облагородить проезжую часть, пешеходные дорожки и места для велосипедистов, которые не слезают с велосипедов даже в ветреные зимы, используя зимнюю резину, как для машин. В этом районе сразу, с опережением жилья, возводится школа и детский сад. Вся территория вдоль залива – это публичный парк, и застройщик ни на метр не мог ближе к берегу поставить свои дома или кафе. Важнейшая тенденция современного планирования – смешение личных 2-3-х этажных домов и многоквартирных. Существует устойчивое мнение о том, что в квартале должно жить население с разным достатком. Это положительным оказывается и для тех, и для других. Этот район называется «безмашинным» (car free), кроме общественного транспорта здесь есть форма повременного использования машин (car sharing). Машину можно взять на время, если надо ехать далеко или перевозить вещи. Это выбор тех, кто покупает или арендует здесь жилье. В соседнем районе Арабия, на месте фарфорового завода, возводятся дома с парковками, и их много. Это выбор для тех, кто хочет держать свои машины рядом с домом. Но на этих парковках уже установлены электрозарядные устройства для электромобилей. Воплощается программа, дающая преимущества тем, кто хочет ездить на них и электромопедах. Было бы замечательно пригласить специалистов к нам в Балашиху, провести семинар для администрации и общественности. Или организовать ознакомительную поездку, что мне было бы интересно сделать.
- Во многих ВУЗах художественной направленности появились целые факультеты, связанные с дизайном среды. Насколько, на Ваш взгляд, это образование качественное и можно ли получить его в России?
- Да, в российских вузах появилось много отделений, связанных с городом. Это и дизайн среды, под которым понимают буквально все – от памятников, ландшафта, территории вокруг лавочки или огромного жилого комплекса. Здесь возникает вся та же проблема. Дизайн должен быть взвешенным не только в формате, желанном для заказчика и с подачи исполнителя, но с учетом мнения биологов, экологов, историков, а, главное, жителей.
Мне доводится бывать в разных российских университетах. Во ВШЭ урбанистика имеет экономическую основу, в МАРХИ архитектурную и градостроительную, в Южном федеральном университете, например, историческую. Где-то мы видим практику, где-то теорию.
На нашем факультете искусств МГУ им. М.В. Ломоносова мы уделяем большое внимание семиотике, символизму и коммуникациям, рассматривая взаимовлияние влияние города, политики, экономики или социологии. У нас проходит все больше и больше семинаров и конференций, посвященных городу. Недавно философский факультет провел конференцию, связанную с гуманитарными аспектами, где у меня был небольшой доклад. Это говорит о том, что мы в поиске, нам нужны новые знания, новый подход. Не просто дизайн среды, а отклик на нужды населения, разнообразных групп и сообществ.
- На сайте факультета искусств, где Вы преподаете, есть краткое описание сферы Ваших интересов. Она «связана с влиянием политики на культуру и городскую среду, формированием образа Москвы в 30-50- е годы ХХ века». Конструктивизм, сталинский ампир – все это, безусловно, очень интересно, а как оцениваете современное положение дел. Как в наши дни политика влияет на культуру и городскую среду?
- Как и в былые времена, политика и экономика оказывают огромное влияние на городскую среду. Распад СССР привел ко многим последствиям. Желание возвести мосты над культурой и политикой Советского Союза, что вполне естественно с психологической точки зрения, привело ко многим реконструкциям. Таким как Иверская часовня, Воскресенские ворота, Церковь Казанской Божьей Матери, которые делали очень хорошие реставраторы на основе исторического и археологического материала. Вначале возникали офисные здания, возможно, не всегда высокого художественного вкуса, но невысокой этажности и ограниченного уничтожения построек вокруг, старались не выпячиваться в старинных городских кварталах. Мы встречаем такие офисные и жилые здания на площади Разгуляй, Большой Никитской и в других кварталах. На этот процесс повлияли и общиемировые тенденции постмодернизма: любовь к историзмам, цитатам, смешению стилей. Это была как бы проба пера.
В начале 2000-х набрала обороты еще одна тенденция в интересах бизнеса и при попустительстве администрации: стали сносить старое и строить похожее под той же идентичностью, но с большим экономическим выигрышем. Так появляется «новый» Военторг – уже никем не любимый, «новая» гостиница «Москва», уже под другим, чужим названием «Four Seasons», просто надувной баллон без содержания - подлинный симулякр, некое чучело, бывшее когда-то живым существом.
Политика привлечения крупных корпораций, в том числе и архитектурных бюро и девелоперов, выражается в возведении колоссальных зиггуратов, которые показывают свою мощь и власть денег. Всевозможные ипотеки – это скрытая форма порабощения людей, которые нуждаются в жилье. Мы видим появление разнообразных торговых центров, отображающих постмодернистскую тенденцию общества массового потребления, строительство жилья без учета передовых наработок. С грустью наблюдаем бесконтрольное использование невозобновляемых ресурсов, отсутствие переработки отходов, а природа с этим уже справиться не может. Нас на Земле 7 миллиардов, больше половины живет в городах, не очень обращая внимания, куда девается мусор.
Есть достойные примеры «умных» домов со сбором дождевой воды, собственной ее очисткой и вторичным использованием, сжиганием мусора для обеспечения теплом и электроэнергией, солнечными батареями, компостированием органических отходов для получения почвы для наземных и многоуровневых садов и много всего очень важного и нужного. Это так называемое эко- или зеленое проектирование.
- Вы – автор книг и статей по символике и коммуникациям в городской среде, советник многочисленных научных выставок и семинаров. Хотелось бы знать Ваше мнение о том, каким Вы видите будущее Москвы и Подмосковья?
- Какими я вижу Москву и Подмосковье? Хочется видеть мою Малую Родину рациональной, удобной для жилья, привлекательной и достойной для подражания. Так, чтобы правящие круги могли бы гордиться своими достижениями. В Москве стала формироваться концепция soft-коммуникаций, большее уважение к пешеходу и велосипедисту. Хотя не везде можно проехать на велосипеде и запарковать его. Надеюсь, автомагистрали, такие, как М4, спрячутся под землю или в кюветы. В Бостоне на моих глазах закапывали некогда бездумные проекты транспортных развязок в центральной части города. Трассы ушли под землю, на их месте образовались бульвары с понижающейся застройкой. Жители очень гордятся этим проектом, который получил название «Big Dig» (Большой раскоп), что проявляется в скульптурах и инсталляциях, мемориальных досках. Этот район получил новый толчок развития, достойное финансовое подкрепление и налоги городской казне. Тоннель не надо чистить от снега, закрытая дорога дольше сохраняет свое качество, не занимает дорогое городское место, не портит вида окружающей среды. Уже давно сформировалось представление об эстакадах, как о сооружениях губительных для города и экологии, разбрасывающих грязь на здания и жителей, по сути унизительных для людей – мам с колясками, старичков с палочками и молодежи на велосипедах. Очень важным остается вопрос проектирования и художественного облика зданий. Надеюсь, что в нашей Балашихе вместо убогих решений, которые представляли собой устаревшие, вышедшие из моды модели зданий, начнут строить нечто новое, прогрессивное, вызывающее гордость у заказчика, архитектора и прохожего. Это тоже вопрос культуры и понимания того, как надо. Мы в Балашихе гордимся старой архитектурой, о ней пишем статьи и путеводители. Кто же новые архитекторы? Их не знает никто. Но я оптимист, хочу верить, что наступит такой день, когда жители будут видеть, что их налоги идут на благоустройство городов и поселков, создание прогрессивной и технически эффективной инфраструктуры и будут всей душой поддерживать то, что делает образованная, мотивированная и любящая свой народ администрация.
- В одной из своих заметок я предположила, что рано или поздно Москва и Подмосковье объединятся в единую агломерацию. Как думаете, это возможно? И если да, то когда?
-В 1920-е годы было создано очень много прекрасных планов развития Москвы и Подмосковья как единого целого, где исторические городские центры соединялись трассами индивидуального и общественного транспорта. Мне сейчас не понятна концепция вырезания куска из Подмосковья в виде Новой Москвы. Ведь Москва всегда имела циклическую динамику древних колец, начиная от Кремля, Китай-города, Белого города, Земляного города и т.д. Такое мощное поступательное движение. К Москве добавлялись некие клочки, территории, выпучивались карманы или города-спутники, но наша столица всегда ухитрялась выравнивать свои границы новым кольцом. Мне так и не довелось увидеть планов развития Новой Москвы, только некие отвлеченные идеи. Там идет все такая же застройка, которую диктуют девелоперы, а не урбанисты.
Лондон, например, развиваясь, как и многие мегаполисы, поглотил немало исторических городков и поселений, но они остались в составе общей среды со своими рыночными площадями, ратушами, жилыми кварталами, ресторанчиками, почтой, школами, мастерскими и кладбищами. Там не все идеально, но градостроительные законы исполняются, а если что, то в суд. И суды работают. Очень заметна тенденция сохранения своей среды обитания, на которую покушаются гипермаркеты, уничтожая местные бизнесы, например.
Уверена, наступит и у нас тот день, когда мы будем бережно относиться к разнообразию городского ландшафта с большими и мелкими производствами, большими и маленькими магазинчиками, домами в едином московском пространстве. Не столь важно, объединено оно административно или нет, важно, чтобы у людей была работа, до которой можно добраться за 30-40 минут, надежная инфраструктура с доступными поликлиниками и институтами культуры, чистой водой и переработкой отходов, школами, где бы мы учили ребят бережно относиться к тому, что дает нам Земля.
А когда? Наверное, тогда, когда мы будем доверять администрации, судам и тому, что обещают застройщики. Нужно умное зонирование, понятное жителям, застройщикам, бизнесам, чтобы у всех было ощущение стабильности и поступательного развития. А этого нет. Приведу недавний пример из жизни.
Состоялась встреча в микрорайоне Николо-Архангельский. На мой вопрос о строительстве школы в микрорайоне замглавы Скороход Н.А. ответил письменно, что нет ни федеральных и областных планов его развития. Увы, после этих слов доверия к нему у меня не прибавилось. Очень жаль, что повестку дня мэру Балашихи Жиркову Е.И. перед встречей с жителями кто-то подготовил очень некомпетентно. Я внимательно прослушала все записи. Разговор был настолько общий, что мы так и не поняли, как будет развиваться мкр. Никольско-Архангельский. Все, что ему дали показать, мы уже знали давно. А жители хотят знать о своей среде обитания. Для этого нужно зонирование, отдельные планы, образующие единое целое. Тогда Евгений Иванович, собираясь на встречу, сможет быстро и легко подготовиться и ответить на вопросы жителей.
- Мне понравился один из Ваших постов на Facebook, начало которого не могу не процитировать: «Сосед мой по даче Алексей Кириллович Разумовский, владелец Горенок, разругавшись с женой, отослал ее от себя». Разумеется, в данном месседже меня интересует, в первую очередь, усадьба Горенки, точнее, ее нынешнее состояние. Как Вы оцениваете его?
- Спасибо на добром слове. Горенки – это сокровище Балашихи, которое администрация не замечает. Усадьба могла бы принести городской казне доход, идентичность и привлекательность среды, стать той площадкой, где власть и народ смогли бы начать диалог и сделать что-то вместе. Это историческое место, связанное с судьбами России. Здесь можно развернуть экспозицию, посвященную императорской семьей (ведь здесь чуть меньше года прожил внук Петра I - Петр II). Именно здесь формировались политические партии и творились заговоры, на которые мастера были князья Долгоруковы и многое другое. В Горенках можно проводить конференции, свадьбы, банкеты с массой развлечений. Ведь у нас еще есть Пехра-Яковлевская, исторические церкви и парки, которые могут культурно разнообразить время тех, кто приехал в Горенки на конференцию или по делам бизнеса.
- Бывший министр культуры МО Рожнов оценивал Подмосковье как регион с огромным туристическим потенциалом. Согласны ли Вы с этим? И что на территории большой Балашихи может стать главными достопримечательностями, на Ваш взгляд?
- Конечно, потенциал огромный. Я об этом сказала выше. Надо развивать локальный туризм для жителей и привлекать туристов извне. У нас есть музеи с прекрасными квалифицированными специалистами, а также историки, любители, которые собирают по крупицам то, что еще сохранилось. Балашиха уникальна тем, что здесь очень компактно расположились памятники разных эпох, говорящие о том, что этот регион был очень важным политически и экономически на разных этапах. От неолитических стоянок, домонгольских укреплений и курганов, кустарных и промышленных производств, дворянских усадьб, мест, связанных с писателями, художниками, режиссерами, реформаторами или просто особенными личностями. У нас можно изучать первые уникальные советские планировочные решения заводских городков, зоофермы с первыми опытами искусственного осеменения, формирование зоотехнического образования. Есть примеры качественной сталинской застройки, дачных ансамблей и т.д.
- Я знаю, что Вы помогаете активным гражданам сохранить старейшую достопримечательность Балашихи – акатовские курганы. Верите ли Вы в благополучное решение проблемы Акатово или нет?
- Акатовская курганная группа, а также речки Пехорка и ее приток Чернавка имели несчастье приглянуться жадному застройщику, которого теперь хорошо знают не только в Подмосковье, но и в Москве. Этот пример я часто использую в своих выступлениях на конференциях. И этого застройщика не смогла остановить администрация, понадеявшись на авось. Теперь мы имеем проблему для всех. Если администрация не решит ее, заставив компанию Мортон поменять технологию и запретить строить вторую очередь, то уважения у жителей не заслужит. Все мелкие усилия ни к чему не привели. Байпас не подключен, но жаль, что на сайте администрации и в газете «Факт» написали, что все исправили и подключили. Лукавство только подрывает доверие. От неисполнения закона теперь всем плохо. Жители раздражены и видят подлог, где, может быть, его и нет. Чудесная природа и биоразнообразие погублено. Нечистоты продолжают стекать с нескольких кварталов прямо в Пехорку безо всякой очистки. Если мы увидим реальные действия со стороны администрации и изменение технологии очистки Мортоном, то сами придем помогать разгребать завалы на Пехорке.
Источник: Блог большой Балашихи
|