Пока Губернатор Московской области Андрей Воробьев рапортует о скорейшем решении стратегической цели по ликвидации второй смены в школах, в Подмосковной Балашихе детям, поступающим в 1 класс, проживающим на закрепленной за этими школами территориями, отказывают в зачисление в них. Основание – отсутствие свободных мест. Данная проблема получило широкое обсуждение в сети «Интернет».
Вот уже несколько дней, в одной из социальных сетей «Фейсбука» идет широкий общественный резонанс проблема нехватки мест в школах Балашихи, в частности обсуждают проблему школы № 3. Общественность Балашихи сообщает, что эта школа так загружена, что отказывает в приеме даже тем, кто проживает на территории, которая закреплена за данной школой.
Надо отметить, что весь город разделен на территории, каждая из которых закреплена за определенной общеобразовательной школой. Схема закрепления нашла свое отражение в Постановлении администрации Городского округа Балашиха № 68/8-ПА от 29.01.2016 «Об учете детей, подлежащих обучению в общеобразовательных учреждениях Городского округа Балашиха». В частности за общеобразовательной школой № 3 закреплены следующие адреса: ул. Советская дома 12, 13, 13а, 14, 15, 16, 16а, 20, 21, 22, 24; улица Молодежная, ул. Мира, ул. Крупской дома 8, 10, 12; ул. Карла Маркса дома 11, 11а, 13, 15; ул. Парковая (кроме дома 7).
В открытых источниках социальной сети Фейсбук содержится информация, что в школе обучается около 1200 человек при ее расчетных возможностях 650 человек, а классы превышают допустимо возможные величины в части количества учащихся. Первые восклицают, что, подавая заявления через портал государственных и муниципальных услуг, на устройство своего ребенка в школу получают отказ. Вторые, сообщают, что испытывают трудности личной встречи с директором школы, так как утвержденный им график не соблюдается.
Третьи, жалуются, что им предлагали пройти платные подготовительные курсы, для того, что бы помочь детям адаптироваться к школе, а также иметь приоритет к зачислению. Курсы они прошли, но в школу зачислены не были.
Заинтересовавшись данным обсуждением, мы решили рассмотреть сложившуюся ситуацию.
Во-первых, Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» в части 4 статьи 67 предельно конкретизирует данный случай. Отказ в приеме в муниципальную образовательную организацию может быть сделан только по причине отсутствия в ней свободных мест. В таких случаях родителям необходимо обратится для решения вопроса об устройстве ребенка в другую общеобразовательную организацию:
Либо в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования (Министерство образования Московской области);
Либо в орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования (Управление по образованию администрации Г.о. Балашиха).
Однако, не понятно, чем руководствовалась директор школы, госпожа Коломейчук, если гипотетически предположить, что сообщала родителям потенциальных школьников о предоставление, какого либо рода льгот при зачислении в ее школу в случае прохождения платных подготовительных курсов.
Разве она не могла не знать, работая на таком посту тонкости действующего законодательства? Что на закрепленной за ней территорией складывается такая тяжелая ситуация?
Все, что касается подготовительных курсов, это дело совершенно добровольное, юридически приоритет при поступлении в конкретное общеобразовательное учреждение не закреплен. Если вы готовы платить, и Вам под это предлагают какие-либо приоритеты, помните, что со стороны закона это никак не регламентировано. И если уж вы пошли на это тут, стоит полагаться только на свой страх и риск. Максимум, что вы потом сможете сделать это подать заявление по статье мошенничество, при этом, конечно имея подтверждающие факты, того, что Вам предлагалась в связи с оплатой подготовительных курсов преимущество на поступление в данную школу.
Законодательство и судебная практика предполагает лишь два приоритета при поступлении в первый класс: подтверждение факта проживания ребенка на закрепленной решением ОМСУ за данной школой территории, и достижение ребенком шести лет шести месяцев на 1 сентября календарного года.
Во-вторых, данное предположение, косвенно может подтверждается доводами о нежелании принимать на личном приеме родителей, чьим детям было отказано в приеме в данную школу.
Необходимо отметить, что личный прием граждан, регулируется Федеральным законом 59-ФЗ от 02.05.2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и согласно разъяснению Генеральной прокуратуры РФ под его действия попадают и муниципальные учреждения, в том числе и школы. За нарушения порядка рассмотрения обращений граждан, в который входит и проведения личного приема предусмотрена административная ответственность по статье 5.59 КоАП РФ. Недаром в старой редакции закона Московской области «О рассмотрении обращений граждан» была выделена отдельная статья № 16. «Нарушение графика личного приема граждан».
В-третьих, пунктом 28 Приказа МИНОБРНАУКИ от 30.08.2013 № 1015 определена максимально возможная наполняемость классов (за исключением классов компенсирующего обучения), которая не должна превышать 25 человек. Тоже самое гласит п. 2.3.1 СанПин 2.4.2.11 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» наполняемость каждого класса не должна быть более 25 человек. По сообщениям общественности данные нормы уже не соблюдаются. Впрочем это легко проверить. Так как действия директора являются нарушением санитарно-эпидимеологических требований в части превышения предельной численности учащихся в классе. Директор школы может быть привлечен к административной ответственности по статье 6.7. КоАП РФ. Такие прецеденты были. Дела уполномочены возбуждать (Роспотребнадзор, органы прокуратуры).
В-четвертых, можно попробовать, подать заявление в Министерство образование Московской области (п. 56)*, или органы прокуратуры для проведения проверки на предмет правомерности отказа в зачислении в общеобразовательное учреждение, соблюдение равенства приема всех учащихся в школу согласно срокам подачи заявлений, наличия приоритетных оснований. В случае если причины отказа в принятии учащегося будут признаны необоснованными, ответственному за прием лицу грозит административная ответственность по статье 5.57 КоАП РФ. При неоднократном привлечении к данному виду ответственности, директору школы будет назначено административное наказание в виде дисквалификации.
Особо хочется выделить позицию администрации Балашихи и Правительства Московской области.
Так Глава Администрация Балашихи Евгений Жирков словно не замечая проблему, рапортует с трибуны: «Сфера образования городского округа была отмечена как лучшая в регионе и победила в номинации «Прорыв года».» Хотя, по своему характеру она вопиющая и чрезвычайная, так как мест не хватило не только одному школьнику. Администрация Балашихи не смогла грамотно распределить учащихся на вверенной ей территории с учетом шаговой доступности школ. Вместо того, что бы пытаться решить проблему и начать строить дополнительные школы, на месте разрушенного ДК «Спутник», объекта культурного наследия, по планам должны появиться два 17 этажных дома. Площадка под строительство уже огораживается.
Тем временем, с голубых экранов телевизора не слезает Губернатор Московской области Андрей Воробьев красиво вещая, как он собирается победить вторую смену в школе в обозримой перспективе.
* Согласно пункту 1 части 1 статьи 7 273-ФЗ РООБРНАДЗОР передал полномочия по государственному контролю (надзору) в сфере образования за деятельностью общеобразовательных школ, осуществляющих образовательную деятельность на территории Московской области, а также органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования на соответствующей территории министерству образования Московской области. РОСОБРНАДЗОР рассматривает жалобы на действия или бездействия Министерства образования Московской области. Перечень организаций подпадающие под исключение указанны в пункте 7 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
|