Недавно закончились Зимние Олимпийские Игры в Сочи. Эти игры запомнятся не только успешным выступлением сборной олимпийской команды России, но также и уникальным олимпийским комплексом, построенным по самым современным проектам. Строительство олимпийских объектов и инфраструктуры приняло грандиозный масштаб. Стоимость затрат на строительство тоже грандиозная.
Оценивать такую масштабную стройку только с экономической стороны будет не совсем правильно. Проведение олимпийских игр - это многоцелевой проект. Такие проекты периодически необходимо осуществлять, если страна позиционирует себя в мировом сообществе, как один из центров мирового влияния. Чуть ранее был завершен другой масштабный проект на Дальнем Востоке по подготовке к саммиту АТЭС, который также был весьма дорогостоящим. Искать в таких проектах быструю окупаемость неправильно. Прежде всего надо учитывать то, что исполнение таких проектов ведет к развитию регионов. Значимость развития причерноморского региона Сочи и тихоокеанского региона Владивостока для развития всей России нельзя переоценить.
Теоретически считается, что такие масштабные проекты осуществляются для людей, общества и для страны в целом и, скорее всего, это правильно. Необходимо развивать все регионы на громадной территории России. Но в России также существует и осуществляется постоянно, притом без всякой особой пропаганды, колоссальный строительный проект – это строительство в Москве и Подмосковье. Причем этому проекту не видно конца и края. И чем больше строится объектов, тем больше людей из всех регионов России притягивает Москва и ближайшее Подмосковье с его городами-спутниками.
На всех вылетных магистралях при пересечении Московской кольцевой автодороги, которая условно является границей г.Москвы, сразу попадаешь в какой-нибудь город-спутник. Очень интересно, кому выгодно такое масштабное строительство с постоянным привлечением больших масс народа? Если задать вопрос людям, которые жили в Москве лет тридцать назад «Когда в Москве было лучше жить?», то большинство ответят, что «раньше было лучше», хотя тогда было время «советского дефицита». Москва и ближайшие города Подмосковья перестали быть «городами для людей». Наоборот - это люди стали жить для города. Может быть, этот бесконечный проект выгоден обществу или стране? Скорее всего, нет. Если спросить произвольно у российского общества, как оно относится к Москве, то ответ в большинстве случаев станет отрицательным. И уж совсем маловероятно, чтобы стране было выгодно обезлюживание целые регионов из-за того, что жители едут на ПМЖ в Московский регион.
Такое бесконечное масштабное строительство выгодно только градостроительному комплексу Москвы. Потому что это действительно самый большой и не имеющий каких-либо видимых границ строительный проект в России, приносящий прибыль определенной группе заинтересованных людей. По масштабу стройки с ним не может сравниться никакой другой существующий или когда-либо существовавший в России или СССР проект. Конечно, границы есть и у этого проекта. Рано или поздно «пузырь» московской недвижимости лопнет, строительство само по себе остановится и люди начнут покидать непригодные для жизни районы Московской агломерации. Ну, а пока лопаются мелкие пузырики. Об одном таком «пузырике» и пойдет дальше речь.
Раньше в Балашихинском районе был поселок Никольско-Архангельский. Поселок довольно старинный, о чём свидетельствует старая и очень красивая церковь. Кстати, эта церковь была действующей и в советское время. Рядом с церковью находится старое кладбище. Напротив церкви, через Носовихинское шоссе, расположено уже более современное кладбище, открытое в 60-х годах прошлого столетия. Это кладбище считается самым большим в Европе - более 6 миллионов захоронений, и занимает огромную территорию. Здесь захоронены многие известные люди, есть также и Аллея Героев. В данный момент кладбище почти закрыто для новых захоронений. И это самое большое в Европе кладбище одним краем соприкасается с районом Новокосино, который хоть и находится за кольцевой дорогой, но относится к Москве, двумя сторонами граничит с поселком Салтыковка и одной стороной проходит недалеко и почти параллельно к Носовихинскому шоссе.
На настоящий момент строить планы на многоэтажную застройку кладбища не рискнет даже самый «крутой» застройщик. Но в 2013 г. на границе между г. Реутовым и районом Новокосино, которая проходит по Носовихинскому шоссе, открыли станцию метро. Сразу необычайно быстрыми темпами началась застройка высотными домами всей территории Реутова вдоль Носовихинского шоссе. Стройка уже приближается к Николо-Архангельской церкви и занимает практически всё пригодное для строительства место между шоссе и железнодорожной линией Горьковского направления.
А ведь раньше на этом месте располагались частные жилые дома. Те, что ещё остались, почти все продаются, есть среди них и хорошие, и очень хорошие – ничем не хуже, чем на знаменитой «Рублевке». Только кто же их сейчас купит? Это когда строительство ведут «федералы», существует возможность достаточно справедливого выкупа собственности для нужд строительства. Но и в этом случае далеко не всегда всё проходит гладко. А вот когда строительство происходит не по федеральному заказу, то от компаний-застройщиков можно ожидать чего угодно, вплоть до откровенного криминала.
С другой стороны железной дороги, собственно, и расположена большая часть бывшего поселка Никольско-Архангельский, который в 2003 г. вошёл в состав города Балашиха, как микрорайон. Сам поселок или микрорайон в основном в официальных планах застройки Балашихи определён как малоэтажные частные владения, где земля на правах собственности принадлежит владельцам расположенных на ней домов. То есть это земля под индивидуальное жилищное строительство, что и было до недавнего времени. И люди по окончании эпохи «социалистического дефицита» понемногу начали обустраиваться, появились довольно неплохие коттеджи и даже виллы со своей особенной архитектурой. Как правило, при строительстве или покупке дома люди планируют прожить в нем довольно долгое время, может быть, и всю оставшуюся жизнь. И те, кто жил пусть даже в плохоньком, но частном, своём доме, на своей земле, знают, что никакие самые «элитные» многоэтажки никогда не будут так уютны.
Начиная с 2000 г. строительство в Никольско-Архангельском велось довольно интенсивно. Многие небольшие строительные фирмы строили довольно неплохие, а иногда даже очень неплохие с нетипичной архитектурой дома и продавали. Конечно, иметь свой собственный современный дом - удовольствие недешёвое, но ведь дома не каждый день покупаются. По существу, в Никольско-Архангельском из старых советских «хибар» остались только те, которые имеют нескольких владельцев, и они или не могут или не хотят поделить или продать свои земельные участки для строительства. Но со временем всё должно было бы решиться. Должно, но, пожалуй, уже не решится.
После присоединения к Балашихе в Никольско-Архангельском начались некоторые спорные улучшения. Нет - центральную систему водоснабжения и канализацию не провели, даже мусор не могут убрать. Зато заасфальтировали улочки, покрытые щебнем. Раньше только тупиковое Вишняковское шоссе, которое вело к платформе «Никольское», имело асфальтовое покрытие. На первый взгляд, вроде бы хорошо. Но раньше по улочкам поселка ездили автомобили тех, кто живёт или работает в посёлке. Теперь по микрорайону едут те, кто объезжает постоянную пробку на Горьковском шоссе и никакого отношения к Никольско-Архангельскому не имеет. Более того, по улочкам стало опасно ходить. Поэтому местные жители нанимали дорожных рабочих, которые ночью быстро клали на асфальтированных уличках «лежачих полицейских», или строили «баррикады». Иногда на некоторых улицах «лежачие полицейские» расположены друг от друга на расстоянии в 10 метров, но все равно это никак не снизило поток транзитного автотранспорта, разве что ездить стали помедленнее. Иногда поток автомобилей такой, что нельзя выехать из дома. А когда, не дай бог, случается ДТП, то не только выехать нельзя, но и попасть домой тоже нельзя. При таком движении автотранспорта по Никольско-Архангельскому ни о какой экологии думать не приходится, так как когда нет снега, то грязь, а когда нет влаги, то пыль. Окна в доме лучше не открывать. Подробнее см. статью "Письмо в редакцию. ОМОН в Балашихе".
Уже несколько лет, как практически исчезли комары. Можно, конечно, исчезновение комаров записать как борьбу администрации с насекомыми, если бы не появились тучи мух. То, что комары исчезли, это, конечно, не заслуга администрации, а, скорее всего, следствие того, что пространство переполнено разными видами электромагнитных волн. А вот то, что мух стало неадекватно больше, это уже, пожалуй, заслуга тех, кто так грамотно управляет территорией.
Но это далеко не всё. Так как нет центрального водопровода, то практически у всех сделаны скважины или колодцы. Но и водоносные слои в земле тоже не неисчерпаемые. К тому же, Никольско-Архангельский пока ещё активно не застраивается многоэтажной застройкой. Но уже положено начало и очень «неплохое» начало.
Микрорайон с одной стороны ограничен железной дорогой, вдоль которой с противоположной стороны идёт интенсивное строительство, с другой стороны ограничен знаменитой дивизией Дзержинского, которая вместе с прилегающим «городком» отделяет микрорайон от Горьковского шоссе. Раньше во времена СССР военный городок был очень приличным местом с удобной и хорошей по тем временам инфраструктурой. Сейчас это не военный городок. Сейчас это что-то похожее на кадры из фантастического фильма, где в многоэтажках живут беженцы. Городок стал постоянно расширяющимся городищем, где очень трудно запарковать машину, чтобы она никому не мешала. Всё вроде строится для военнослужащих и их семей. На самом деле, большинство военнослужащих при первой же возможности продают жильё и покупают в другом месте. Это понятно - неприятно служить вместе, соблюдая субординацию, и жить вместе, также соблюдая хотя бы видимость дисциплины. Подробнее см. статью "Дивизия им. Дзержинского: коммерческий проект или превращение внутренних войск в общагу".
Под предлогом необходимости выделения жилья для дивизии вырубили замечательную дубовую рощу (подробнее см. статью "В защиту Балашихинского леса") и очень быстрыми темпами начали строительство колоссального жилого комплекса (фото). Весь «городище» расположился впритык к частному жилому сектору. Как может чувствовать себя человек, находящийся на своём участке, рядом с 17-ти этажным домом? Иногда создаётся впечатление, что некоторые проектировщики-градостроители хотят превзойти Гонконг или Сингапур по плотности застройки.
Создаётся интересная картина населения «городища»: с одной стороны - военные с их семьями, с другой стороны - мигранты с юга, которые по существу заменили всё гражданское население. Наверное, градостроители задумали такое заселение для повышения обороноспособности, а в частности, для повышения градуса озлобленности у служащих внутренних войск к вероятному противнику в лице выходцев с южных окраин бывшей Российской Империи. Если действительно был такой замысел, то можно точно утверждать, что затея удалась.
Но вернемся к индивидуальному сектору. Во всех странах считается, что не «служивые» являются основой общества, потому что они живут за счёт общества и тем более, это не инородные мигранты. Опора государства – это человек, который живет на своей земле и в своём доме. Потому что у него есть, что терять, а значит, он будет свой дом и свою землю, свою маленькую Родину, из частичек которых слагается и большая Родина, защищать до последнего.
Но что-то, видно, надломилось в обществе домовладельцев из микрорайона Никольско-Архангельский. Последний раз они выходили на митинг против уничтожения дубовой рощи в 2011 г. А теперь вместо митингов повсюду на всех улочках висят объявления о продаже. Продаётся всё - и дома, и земля. А ведь вся недвижимость в Никольско-Архангельском до недавнего времени, можно сказать, до начала 2013 года стоила очень недёшево. А сколько она будет стоить теперь, когда продаётся всё?
ИСТОЧНИК |